Пятница, 19.04.2024, 16:15 | |
Приветствую Вас Гость |
|
Воспитательная системаМодернизация и инновационное развитие – это путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но благодаря своему воспитательному потенциалу она способна помочь в определении ориентации личности каждого ученика. Задача педагога в школе – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни. Воспитательная система МБОУ «Калининская СОШ» разработана с учетом анализа образовательной и воспитательной ситуации в школе, особенностей социума, потребностей, желаний учащихся, родителей, педагогического коллектива, требований современного общества. Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.
I. Цели и задачи воспитательной системы школы.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности, формирование социально активной личности. 1.Социально-активная личность – это образованный человек (деятельность педагогов школы направлена на формирование у обучающихся потребностей к самосовершенствованию, саморазвитию, к познавательной деятельности, формирование личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире). 2. Социально активная личность – это культурный, воспитанный человек. (Деятельность педагогов школы направлена на формирование у обучающихся освоения различных способов жизнедеятельности, в том числе здоровьесберегающих, развитие потребностей, осуществление жизненного самоопределения и т.д.). 3.Социально активная личность – это духовно-нравственная личность. (Деятельность педагогов школы направлена на овладение обучающимися общечеловеческими нормами нравственности, формирование гражданина и патриота России) 4.Социально – активная личность – творческая личность. (Деятельность педагогов школы направлена на создание творческой школьной среды, на развитие и поддержку у обучающихся творческих способностей ) 5.Социально-активная личность – гуманная личность. ( Деятельность педагогического коллектива направлена на воспитание безопасной личности, т.е. личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни себе). Таким образом, основная цель воспитательной системы МБОУ «Калининская СОШ» - создание в школе условий для развития социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность. Выбор приоритетных направлений воспитательной деятельности опирается на систему базовых национальных ценностей, которая включает: - Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); - Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); - Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); - Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); - Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); - Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); - Традиционные российские религии (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира); - Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); - Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля); - Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество). В системе целей воспитания основное место занимает модель выпускника школы. Чтобы стать высоконравственными и успешными в жизни, наши выпускники 2020 года должны обладать качествами в соответствии с моделью выпускника: Выпускник начальной школы: - любознательный, интересующийся, активно познающий мир; - владеющий основами умения учиться; - способный к организации собственной учебной деятельности; - любящий родной край и свою страну - уважающий и принимающий ценности семьи и общества; - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера; - уважающий чужое мнение и умеющий высказывать своё; - выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. Выпускник основной школы: - освоивший на уровне требований федерального государственного образовательного стандарта к уровню подготовки на уровне основного общего образования все общеобразовательные программы по предметам школьного учебного плана; - умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; - социально активный, уважающий закон и правопорядок; - любящий родной край и свою страну, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; - умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания с другими людьми, сотрудничать для достижения общих результатов; - осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. - освоивший на уровне требований федерального государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников средней школы все общеобразовательные программы по предметам школьного учебного плана; - убежденный в необходимости ведения здорового образа жизни; - креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, владеющий навыками познания окружающего мира, саморазвития и самообразования; - знакомый с механизмами адаптации к жизни в обществе; - действенно-практический и коммуникабельный, готовый к сотрудничеству; - мотивированный на творчество и инновационную деятельность; - любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; - осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством; - уважающий закон и правопорядок, умеющий строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты.
Центральной фигурой образовательного процесса в школе является ученик как личность. Все участники образовательного процесса (педагоги: учителя, школьный психолог, социальный педагог, руководители кружков и секций дополнительного образования, внеурочной деятельности; родители школьников) способствуют становлению личности обучающихся, целенаправленно обеспечивают их развитие с учетом индивидуальных особенностей, способностей и склонностей в процессе сотрудничества и взаимоуважения.
III. Приоритетные и системообразующие виды деятельности.
Воспитательная система включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников:
Традиции, созданные в школе ранее, органично вошли в современную воспитательную систему и легли в ее основу. Традиционные школьные праздники: - День знаний, -Праздник для первоклассников, -День матери, -Новогодние праздники, -Соревнования по военно-прикладным видам спорта, посвященные Дню Защитника Отечества, -День Победы, -День семьи, -Последний звонок, -Выпускные вечера. Исходя из традиций, в школе осуществляется организация и органическое сочетание различный видов и направлений воспитательной деятельности.
Сотрудничество с родителями Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, классные мероприятия, индивидуальные тематические консультации) Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела и т.д.) Участие родителей в управлении школой ( школьный и классные Советы родителей обучающихся, Управляющий совет).
IV. Управление и самоуправление в воспитательной системе.
Управление воспитательной системой школы осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охране жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В соответствии с основными целями и задачами развития воспитательной системы создана структура управления воспитательным процессом: I уровень структуры управления (стратегическое управление): Органами управления школы выступают педагогический совет, общее собрание трудового коллектива, Совет родителей обучающихся, родительское собрание. II уровень структуры управления воспитательной системой школы (тактическое управление) – уровень административного управления. Администрация школы руководит реализацией программ, проводит анализ результатов воспитательного процесса школы, способствует профессиональному росту педагогических кадров, реализует сотрудничество с другими социальными партнерами по вопросам воспитания; координирует деятельность методических объединений классных руководителей, внеурочной деятельности школы; на принципах соуправления координирует деятельность органов ученического самоуправления. III уровень организационной структуры управления (уровень оперативного управления). - Методическое объединение классных руководителей; - творческие группы педагогов, решающие определенные воспитательные вопросы; - педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, внеурочной деятельности школы. IV уровень организационной структуры (уровень учащихся). Деятельность органов ученического самоуправления в школе осуществляется через организацию работы Совета обучающихся. В классных коллективах действуют активы классов. Деятельность ученического самоуправления отражается на сайте школы.
V. Формирование воспитывающей среды.
В области формирования воспитательной системы в школе существует: 1. Разработаны программы воспитательной деятельности классов, школы и др. 2. Действует ШМО классных руководителей 1-4 и 5-11 классов (систематически проводятся заседания МО классных руководителей, проводится сбор и анализ методического материала, оказывается методическая помощь классным руководителям). 3. Действует Совет обучающихся (сформирован в сентябре 2013-2014 учебного года как выборный орган, распределены и осуществляются обязано-сти членов школьного Совета). 4. Создана система дополнительного образования, внеурочной деятельности (создаются рабочие программы объединений, обучающиеся школы посещают секции и кружки). 5. Сформированы школьные традиции проведения мероприятий. 6. Установлены внешние связи с социальными партнерами (составлены соглашения о партнерстве и договора о сетевом взаимодействии). 7. Работа классных руководителей направлена на: воспитание и развитие обучающихся, заботу о здоровье школьников и здоровом образе жизни, организацию внеурочной деятельности, активную работу с партнерами школы, индивидуальную работу с обучающимися и семьями, состоящими на учете, сотрудничество с родителями учащихся. 8. Работают Советы родителей классов и школы (сформированы в сентябре 2013 года). 9. Широко используется воспитательный потенциал уроков, внеурочных мероприятий и т.п. 10. Используется материально- техническая база школы и социальных партнеров. В формировании и развитии воспитательной системы школы активно используются возможности социокультурной среды микрорайона школы, района.
- ЦВР Шолоховского района. - ДЮСШ - Музеем-заповедником им. М.А. Шолохова - МБУК «Калининский СДК» - Калининской сельской библиотекой - Калининской амбулаторией
-развитость личности ребенка; -актуальность и реализм (соответствие условиям и возможностям школы); -создание условий, благоприятных для личностного развития всех обучающихся и каждой индивидуальности; -упорядочение жизнедеятельности класса, школы; формирование коллективов; -удовлетворенность всех субъектов воспитательной системы процессом и результатами воспитательной деятельности; Его характеризует: -Формирование в едином воспитательном коллективе «духа школы»; -Закрепляются традиции, созданные в школе; -Существует коллектив единомышленников в едином воспитательном коллективе школы; -Совершенствуется деятельность органов самоуправления; -Развивается социально-психологическая служба и действует социально-психологическое сопровождение ребенка в школе; -Идет дальнейший отбор новых технологий и методик воспитательных действий; -Ведется методическая работа в педагогическом коллективе по совершенствованию воспитательной работы в школе; -Ведется отслеживание результатов (диагностики) воспитания личности обучающегося. Достижение данных результатов увеличит вероятность появления следующих эффектов воспитания: - социальных – распространение социальных норм доверия и уважения друг к другу представителей различных поколений, социальных групп, религиозных и национальных культур, повышение социальной мобильности личности; рост конкурентоспособности личности, общества и государства. Исходя из этого, наиболее общим критерием оценки качества воспитания следует считать динамику их личностного роста, в частности: - динамику усвоения обучающимися основных социальных норм; - динамику развития позитивных отношений школьников к базовым общественным ценностям (Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура); - реализация педагогом воспитательного потенциала внеурочной и внешкольной деятельности детей, - развитость самоуправленческих начал в деятельности школьников, - обеспеченность воспитательного процесса необходимыми педагогическими кадрами, - наличие в школе системы стимулов и поощрений для педагогов, организующих процесс воспитания, - обеспеченность воспитательного процесса необходимыми материально- техническими ресурсами, - развитость воспитывающей предметно-эстетической среды школы. Описанные выше критерии являются базой для выделения ряда показателей качества воспитательного процесса. Ориентация на данные критерии в оценке качества воспитания позволит эффективнее реализовывать основные функции управления воспитанием: планирование воспитания, организация воспитательной работы. |
|
МБОУ "Калининская СОШ" © 2024 |